На написание этой статьи меня натолкнула книга Кэла Ньюпорта «Цифровой минимализм», которую я недавно прочёл. В одной из её глав речь шла о том, что соцсети, несмотря на свою объединяющую сущность, заставляют человека чувствовать себя более одиноким. Вот такой парадокс.

В своём труде Кэл Ньюпорт глубоко проанализировал влияние цифровых технологий на жизнь человека, но при этом практически не коснулся такой важной их составляющей, как видеоигры. Поэтому я и решил углубиться в этот вопрос и поделиться своим мнением на этот счёт.

Главная причина одиночества

Ключевая проблема негативного влияния соцсетей на психологию человека, по мнению Кэла Ньюпорта, состоит в том, что соцсети препятствуют социализации в реальном мире. Согласитесь, что чем больше времени вы проводите в интернете, тем меньше его остаётся для реальной коммуникации в повседневной жизни. А замена взаимоотношений в реальном мире вредит нашему психическому здоровью. И чем активнее человек в соцсетях, тем острее он ощущает одиночество в реальной жизни. Я считаю, что эти утверждения также применимы и к видеоиграм.

screen-1Изображение 1. Прекрасные виды из игры Firewatch

Вы наверняка не раз слышали утверждение о том, что человек — «социальное животное». Чтобы вы понимали истинность этого утверждения приведу несколько примеров. Наш мозг эволюционировал, чтобы перерабатывать океан информации генерируемой взаимодействиями лицом к лицу. Как пишет Ньюпорт, даже повседневный диалог с продавцом в магазине требует огромного объёма нейронной вычислительной мощности, чтобы принять и обработать высокоскоростной поток подсказок о том, что на уме у этого продавца: помимо слов и тона голоса мозг активно анализирует жесты, мимику, положение тела, прикосновения, чувства и намерения собеседника.

screen-2Изображение 2. Один из главных героев игры Detroit: Become Human

Доказательством фундаментальной важности социальных взаимосвязей служат многочисленные исследования активности мозга находящимся в состоянии покоя. Они подтверждают, что во время «ничегонеделания» мозг по умолчанию сосредоточен на нашей социальной жизни. И эта деятельность мозга инстинктивна, т. к. активизируется в моменты покоя даже у новорождённых, которые «определённо ещё не развили интерес к социальному миру». Об этом упоминает психолог Мэттью Либерман в своей книге «Социальный вид».

«Мозг эволюционировал миллионы лет не для того, чтобы тратить своё свободное время на что-то несущественное для нашей жизни». (Мэттью Либерман)

И ещё один пример: по данным научных исследований, потеря социальных связей запускает те же системы человека, что и физическая боль. Учитывая мощь влияния болевой системы на наше поведение это ещё раз подтверждает важность социальной жизни для человека.

screen-3Изображение 3. Главный противоречивый эксклюзив Playstation 4

Получается, что главная причина одиночества — это отсутствие социализации и неспособность онлайн-переписки заменить общение лицом к лицу. Отсутствие прямого человеческого контакта оставляет без дела большую часть наших высокопроизводительных систем социальной обработки, что в свою очередь сокращает способность этих систем удовлетворять нашу социальность. Вот почему ценность аналоговой беседы и совместной деятельности в реальном мире гораздо выше, чем в интернете, соцсетях или видеоиграх.

Ну а мы от природы склонны выбирать деятельность, которая требует наименьших одномоментных затрат усилий, даже если в долгосрочной перспективе это может нанести нам вред.

Социализация в играх

Чтобы ответить на вопрос вызывают ли игры чувство одиночества, нам нужно понять, являются ли они преградой для социализации или, наоборот, способствуют ей. Это довольно сложная задача. Есть множество исследований, которые приходят к различным выводам на основе одних и тех же данных.

screen-4Изображение 4. Просторы Arise: a simple story

Здесь многое зависит от ряда факторов. В какие игры и с кем вы играете? Это одиночные или многопользовательские проекты? Может, ММО, игры с локальным кооперативом, сессионки? Общаетесь ли вы в момент игры с другими игроками? Кто эти люди (незнакомцы, друзья, родственники)? Посредством чего вы общаетесь и насколько близко ваше общение? В различных жизненных обстоятельствах видеоигры могут приводить к противоположным результатам. Например, в период пандемии и вынужденной самоизоляции, из-за невозможности регулярного общения лицом к лицу, игры действительно могут быть выходом из создавшейся ситуации и помочь справиться с одиночеством.

screen-5Изображение 5. Знаменитая вселенная World of warcraft

Как человек, который в течение 4-5 лет активно играл в World of Warcraft, а позже и во многие другие ММО, могу сказать что игры этого жанра действительно могут способствовать социализации, так как позволяют формировать дружеские, а иногда даже романтические отношения между людьми. Но здесь всё зависит только от вас, потому что социализация — отнюдь не обязательная часть игрового процесса.

Если вы хотите максимизировать процесс социализации в ММО, хотите чтобы они избавляли вас от чувства одиночества, а не провоцировали его, мой вам совет — играйте в группе. Желательно с друзьями или родственниками, или старайтесь выстраивать близкие, дружеские отношения с незнакомыми людьми, в том числе выходящими и за пределы игры. Не используйте текст, общайтесь в голосовом чате. Вступайте в активные кланы.

screen-6Изображение 6. Социализация в World of warcraft

Не знаю как сейчас, но помню что лет десять назад были кланы, которые относились к приёму нового игрока так же серьёзно, как и к соискателям на новую работу. Но зачастую они и к игре относились слишком серьёзно.

Думаю, вы уловили суть: для того чтобы обогащать свою социальную жизнь с помощью игр, необходимо задействовать как можно больше аналоговых источников информации при общении с напарниками.

screen-7Изображение 7. Недооцененная игра Days Gone

Говоря об одиночных играх сложно говорить о какой-либо социализации. Она может проявляться разве что через общение с единомышленниками на игровых сайтах и форумах. Но текстовая переписка и низкоинформативный трёп лишь симулируют беседу и не могут в полной мере удовлетворить стремление нашего мозга к реальному общению.

Таким образом, игры действительно могут помочь в периоды одиночества, но всё же, если сравнивать их с беседой за чашкой чая или другими совместными действиями в реальном мире, то они не выдержат конкуренции.

Даже онлайн-игры чаще создают только видимость близкой связи, которая впоследствии вполне может вызвать нежелание инвестировать время в более значимые встречи, внушить чувство, что с вашими отношениями всё уже и так хорошо и дальнейшие действия ни к чему.

screen-8Изображение 8. Еще одна ММО Final Fantasy XIV

Нехватка уединения

До сих пор мы обсуждали лишь негативную сторону одиночества — изоляцию. Но в одиночестве есть и позитивная сторона и эта сторона — уединение.

Кэл Ньюпорт соглашается с мнением, что «уединение — это то, что происходит в вашем мозге, а не в окружающем вас мире — субъективное состояние, в котором ваше сознание не подвергается влиянию других сознаний».

screen-9Изображение 9. GTA V Online

Сегодня всё сложнее достичь этого состояния. Мы постоянно заняты поглощением разнообразной информации: мониторим ленту в соцсетях; слушаем музыку, аудиокниги, подкасты; смотрим видео, фильмы, сериалы; читаем книги; играем в игры. Мы научились очень «эффективно» избегать моментов одиночества в повседневной жизни.

Сегодня слова Ньюпорта о том, что «нехватка уединения — состояние, при котором вы не свободны от влияния чужих идей и практически не тратите время на собственные мысли, как никогда актуальны.

Отсутствие уединения в жизни современного человека — достаточно острая проблема, на существование которой обращали внимание учёные, писатели и общественные деятели нашего времени.

screen-10Изображение 10. Journey

Так, английский психиатр Энтони Сторр отмечал, что в 80-х годах психоаналитики помешались на значении интимных личных отношений, считая их самым важным источником человеческого счастья. В своей книге Solitude: A Return to the Self, Сторр пришёл к выводу, что это утверждение ошибочно и что уединение — необходимое условие для придумывания оригинальных и творческих идей.

Канадский общественный критик Майкл Харрис, в своей книге Solitude, выразил обеспокоенность тем, что новые технологии препятствуют времяпрепровождению с самим собой, отмечая, что «мы находимся в опасной ситуации, когда этот ресурс ставится под атаку».

screen-11Изображение 11. Kind words

Кэл Ньюпорт подытоживает:

«Регулярные периоды уединения, смешанные с тягой людей к общению, необходимы для нашего процветания. Сегодня, как никогда раньше, нам необходимо осознать, что впервые в истории человечества одиночество начинает медленно иcчезать».

Могут ли игры давать нам чувство уединения? Я считаю, что да. Они могут вводить в медитативное состояние, в котором я могу концентрироваться на собственных мыслях. Это могут быть игры совершенно разных жанров: Journey, Little Nightmares, Firewatch, Red Dead Redemption 2, Forza Horizon 4 или, например, SnowRunner, в которую я сейчас как раз частенько поигрываю. И ещё множество других игр. Допускаю, что ваш список будет выглядеть несколько иначе.

Резюмируя всё вышесказанное, можно сделать вывод о том, что игры могут как помогать выстраивать отношения, насыщая нашу жизнь социальными связями и быть средством уединения, так и привести к изоляции и ощущению одиночества. Иначе говоря, игры могут делать нас одинокими или приносить нам радость — смотря как в них играть. Однако, стоит понимать, что мы должны рассматривать игры как дополнение к нашей социальной жизни, а не как её замену.

Закончить эту статью я хочу цитатой из книги «Цифровой минимализм»:

«Социальные связи — это настолько основополагающая вещь для успеха нашего вида, что мы обязаны с величайшей осторожностью относиться к любым технологиям, ставящим под угрозу способы нашей связи и общения друг с другом».

Видеоверсия

Автор: Александр Аверков (Woodcutter)

Источники